Для вас, любопытные взрослые!
Вы уже побывали на нашем уроке посвященном Василию Кандинскому. И возможно, вместе с нами создали свой маленький шедевр в стиле “нефигуративная живопись”. И, как мы и обещали, для вас, любопытные взрослые:
«Что можно называть экспрессионизмом?
Не то ли, что было создано в великом искусстве всех времен, возможно, даже в античном театре?. Наше время нуждается в гротесковом, юморе, лирике и в целом ряде других тихих и громких состояний души. Мы хотим звучать и грохотать…» (Эрнст Барлах. 1924 г.) В области изобразительного искусства экспрессионизм оставил самый ранний и самый масштабный след в Германии, где его признаки обнаруживаются уже в средине 1900 годов.
Место и время происхождения термина «экспрессионизм»
(от французского expression - выражение), точно не установлены. Один из ранних случаев его употребления в разговоре о живописи – в берлинском журнале «Штурм» в августе 1911 года, где один из авторов немецкий философ В. Ворингер, назвал П. Сезанна, Ван Гога и Матисса «синетистами и экспрессионистами» Распространение в Европе термин получил в 1912-13 годах, после того, как его довольно часто и непоследовательно использовал французский поэт Г Аполлинер в адрес полотен кубиста (Р.Делоне, фавистов - Матисса, М. Вламинка, Ж. Руо) и футуристов (У.Боччони).
Вполне возможно, что хлесткое название «Экспрессионизм» родилось случайно, как остроумный каламбур, импровизация в полемике вокруг проблем новейшего искусства на рубеже 19-20 вв. Или даже несколько раньше, что подтверждает реплика о французских экспрессионистах в Попрыгунье А.П.Чехова(1892).
Вопрос о специфике экспрессионизма,
как одного из самых масштабных явлений культуры ХХ века, и сегодня остается камнем преткновения для специалистов. «Если слова «экспрессионизм и экспрессионистский» употребляются, как сами собой разумеющиеся и без оговорок, то это только видимость, – писал в самом начале 1920 годов немецкий теоретик искусства В.Гаузенштейн. – Это делается для сокращения, временно и условно, в ожидании будущего определения».
«Понятие экспрессионизм, если его употреблять по отношению к искусству ХХ века, означает изобилие противоположных тенденций и индивидуальностей», – как бы констатировал в ответ пол века спустя Л.Г. Буххайн – крупнейший знаток и летописец ведущих экспрессионистских объединений в Германии. Его мнение разделили позже известные немецкие специалисты П.Пертнер, и П.Фогт.
Хронологические рамки
Не менее сложным – по ряду причин – оказывается определение хронологических рамок и областей распространения экспрессионизма. Главной причиной стало отсутствие в научной литературе единого взгляда на масштаб этого явления в культуре ХХ столетия и даже самой постановки вопроса об этом.
Предшественники экспрессионизма
Что же касается художественных истоков экспрессионизма, то они четко видятся в предшествовавшем европейском искусстве: в творчестве Ван Гога, Поля Гогена, П. Сезана и молодого Э.Мунка, сумевших к концу 19 века заново осмыслить и многократно усложнить понятие экспрессии в искусстве, а также предложить новую систему пространственного, ритмического и цветового изобразительного языка. Почти всех этих мастеров, как известно, отличало острое, даже подчас болезненное восприятие окружающей действительности.
Близкими к ним, как к предтечам экспрессионизма, оказались также бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер, знаменитый скульптор Роден (в поздних работах), его соотечественник О.Редон, а в России художник символист В.Врубель.
Стиль или направление?
В отличие от фовизма, кубизма, футуризма и других течений настоящего авангарда, экспрессионизм не мог оставаться стилем, постоянно нацеленным на формотворчество, ибо он изначально не был ориентирован на сугубо рациональные поиски и эксперименты. Достаточно было того, что новый стиль смог заявить о себе современным художественным языком, и этот язык оставался теперь не более, чем компонентом трансцендентного художественного мышления.
На очереди стояла задача абсолютной связи, взаиморастворения содержания и формы, другими словами – задача формы-истины в роли произведения, как такового. Даже у Кандинского, попытавшегося в 1911 году рационально сформулировать идею новой, беспредметной формы, каждый новый прием мог рождаться только спонтанно, в такт неконтролируемому движению чувства и души.
Выдержки из статьи Маркина Ю.П. «Об экспрессионизме в изобразительном искусстве» // «Экспрессионисты. Живопись. Графика». Москва, “Астрель”, 2004 г. Иллюстрации к статье: картины В.Кандинского и Франца Марка.